Учимся с Третьяковской галереей
Сочинение-описание картины "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина

Одна из самых любимых зрителями картин Ивана Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Мастерство пейзажиста, певца русского леса, как часто называли его современники, проявилось в этом произведении в полную мощь. Художник словно приглашает вместе с ним войти в нетронутую человеком лесную чащу. Сосновые дебри живут по своим законам. Огромные деревья растут и умирают, подчиняясь только природным циклам. Когда-то буря с корнем вырвала из земли могучую сосну. На ее сломанном стволе спокойно чувствует себя семья медведей. Никто не тревожит их незатейливую звериную игру. Эта группа на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание. Любому, кто останавливается у картины, интересно рассматривать хозяев леса, и кажется, что именно они составляют главное содержание полотна.

Внизу, в левой части холста, стоит подпись – И. Шишкинъ 1889, а ниже под ней просматривается другая – К. Савицкiй, но она перекрыта мазком и не сразу видна. Какую-то тайну содержат в себе две подписи художников-друзей. В письме к родным в марте 1889 года Савицкий сообщал, что в представленной на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и он, Савицкий, «не совсем отсутствовал», так как писал в ней семейство медведей, а Шишкин – лесной пейзаж. Третьяков купил картину с выставки, заплатив за нее крупную для пейзажного произведения сумму – 4 тысячи рублей, четвертую часть от которой получил Савицкий. Художник шутливо говорил, что они с Шишкиным «убили медведей и шкуру поделили! И я участник в 4-ю долю». Во всех каталогах выставок и у Павла Третьякова картина всегда значилась с авторством только Шишкина, поэтому, возможно, сам Савицкий мазком кисти закрыл свою подпись.

Хотя звери и занимают центральное положение на холсте, истинный герой произведения – пейзаж, девственный лес. Вершины сосен окрашены первыми солнечными лучами, но в глубокой низине еще лежит холодный сиреневый туман, в котором мягко рисуются теснящиеся стволы деревьев.

Растиражированная популярность картины снизила у широкого зрителя серьезность ее восприятия. За поверхностно воспринимаемой занимательностью сюжета ее критики не видели искреннего, без малейшего намека на сентиментальность интереса художника к могучей силе природы, которым он увлекает и зрителя. В основе живописного метода Шишкина лежит рисунок – внимательный, любовный, точный. Его языком он передает свое восхищение мощью ветвистых сосен, красотой узора переплетенных сухих ветвей на фоне утреннего тумана. Особая притягательность полотен Шишкина – в многообразии фактурных приемов. Кистями разной величины и их различной нагруженностью красочным тестом художник воспроизводит белые головки цветов, ломкие травы, покрывающие землю мхи.

Сочетание строго выверенной композиции с безупречным колористическим решением и убедительной выразительностью живописи делает картину одним из наиболее удачных произведений Шишкина.

Материалы для урока
Примерный сценарий урока Смотреть
Методические рекомендации для учителя Смотреть
Материалы для обучающихся Смотреть
Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #